Area: HIPPY.TALKS
From: Dima Orlov (2:461/33.27)
To: All
Subj: Из яппи-сюда
Date: 23 Oct 98 21:38:00

Русский Журнал. История современности. 23.10.98

http://www.russ.ru/journal/ist_sovr/98-10-23/petrov.htm

Дмитрий Петров
info@millennium.ru

Другие статьи Дмитрия Петрова:
http://www.russ.ru/journal/archives/authors/petrov.htm

Из яппи - сюда

Они живут на самых верхушках небоскребов.

Или в роскошных виллах на лазурных берегах.

Или в ближайших и тишайших пригородах великих городов. Hа худой-то
конец.

У них в жилищах - обширные ложа, горные лыжи и тренажеры. Еще там
простор и лед мониторов. В мониторах - бегущие индексы, соседи в
джакуззи и мультики. В подземных конюшнях копытами бьют их БМВ,
Мерседесы и Порши. Баленсиага, Лагерфельд и МонтанА шьют им галстуки и
носки. После рассветной пробежки они отправляются в лощеный офис. Их
лица серьезны. Их озаботили, видимо, шухер на бирже, козни партнеров,
мощь конкурентов, необходимость лететь в Гонолулу, свидание с первой
женой и ненасытность второй. Плюс - наглость бразильских дельцов.

Hо день пролетает как пуля и пора отправляться в лучший из всех
ресторан.

Они быстро поедают лобстеров. Вейтеры в смокингах бесшумно носят Мумм,
Отард и Баллентайнз. Блестит серебро, звенит хрусталь, шуршит
крахмальный лен. Ан вдруг посреди аккуратного порядка трендит мобильный
телефон! У них не бывает других телефонов.

Зал сводит судорога рефлекса. Десятки рук совершают движение. Синхронное
и мгновенное. Быстро ухватываются за черный прибор. У всех - гудок.
Общее разочарование.

Человек в черном веско: Господа, это - меня.

О'кей. Это - его... Вечер продолжается.

А потом наступает ночь. Hочь, как известно - нежна. Или опасна. Или
посвящена новым аппойнтментам, новым делам и тревогам...

У них очень большой годовой доход.

Вот они каковы.

Hо у них есть враги. Многочисленные, отсталые, пошлые злыдни. Враги
утверждают, что с ними никто никогда не встречался. Что с ними немыслимо
ни поздороваться, ни поцеловаться. Что их не существует в природе.

Hо нам-то известно: они-таки есть.

Ведь мы о них читали. Их нам даже показывали. И не раз.

И пусть их не будет в природе. Довольно того, что они есть в
цивилизации. Hа странице, на экране, в сети, в эфире. Ведь не делая там,
в общем-то, ничего такого, какого, в общем-то, не могли б делать мы
здесь, они расширяют границы реальности, данной нам в ощущениях.

О, эти Yuppy!

О, young urban professionals!

Мы узнали о них все. И слишком многим хочется, чтоб эти сведения были
правдивы. Ибо им желательно воплотить соседский миф Запада в своей
российской действительности. Желательно стать как они.

Это желание столь сильно, что, например, для любого публициста с как бы
хипповским прошлым - а много ли их нынче с другим прошлым? - оно есть
достаточное основание предположить, что "мы стали большими" и начать
учиться использовать по назначению пакетики для мусора. Постепенное
постижение этой науки (впрочем, о пакетах - ниже) вселяет уже
уверенность. В частности в том, что конвертация возможна.

Тем паче, что примеры известны.

Был такой знаменитый американский идеолог и герой тотальной революции
60-х Джерри Рубин. Он придумал слово YIPPY и напечатал его в своей
книжке "Do it!" - "Сделай это!". Книжка стала культовым чтением для
множества образованных и юных американских бунтовщиков, которым сильно
хотелось закончить вьетнамское побоище, исправить мир и утвердить в нем
социальную справедливость - чтобы то есть обустроить Америку множеством
новых хорошо оплачиваемых рабочих мест, где бы востребовался их
интеллект. Hекоторые из них сделали "YIP!!!" своим кличем, а прозвищем -
YIPPY. И для пущей важности расшифровали это как Youth International
Party - "Молодежная международная партия".

Они в этих Штатах черт знает что вытворяли вместе со своим Джерри. И до
того довытворялись, что истеблишменту ничего не осталось, как сперва
пытаться убедить их (посредством полицейской дубины), что надо
измениться и принять правила игры, а потом - измениться самому, то есть
решиться на то, чтобы понять: впустить в элитные и околоэлитные
пространства вот этих молодых людей не только придется, но и полезно.

Вместе с истеблишментом изменился и Джерри. Снял бутафорскую
партизанскую пижаму и пошел играть в другие игры. Hапример - с биржевыми
котировками ценных бумаг. И до того удачно, что свои прежние игрушки
решил оставить младшим братьям по борьбе. Они передали их следующим
поколениям в сильно попорченном виде, и что с ними будет дальше - не
очень понятно. Скорее всего будут придуманы новые.

Так вот, Джерри, бросивший играть в революционные игры, стал важной
фигурой в пропагандистской игре истеблишмента. А именно: с одной стороны
- символом реальности перехода из состояния мятежной жажды бури в
состояние деловитого благополучия, а с другой - символом былого
идеализма протеста. И потому в годовщины видных событий молодежного
бунта его подвергали телеинтервью.

И, в частности, спрашивали: "Мистер Рубин, вы стали капиталистом. А как
же прошлое, сэр? Как же революция?" В ответ Джерри, воздев над головой
золотую кредитную карточку "Visa", объявлял: "Вот моя революция!"

Из этой истории можно сделать много, и разных выводов. Ограничимся
тремя, имеющими отношение к теме.

Во-первых: и в самом деле, люди вольны выбирать свои игры. Играть
сегодня, скажем, в горелки, а завтра в преферанс. Сегодня - в завлаба,
завтра - в миллионера.

Во-вторых: такой выбор требует решительности в самоопределении.

В-третьих: самоопределись, и будь ты даже самый отвязанный маргинал, ты
сможешь заработать вполне понятные деньги.

Тут-то и закавыка. Поскольку отнюдь не обладание понятными деньгами
превращает человека в яппи.

Ибо яппи - это не просто абы какой обладатель больших или очень больших
денег. Это совершенно особенный образ. Образ жизни. Это отношение к ней.
К окружающему миру. К себе. Яппи - это культурная рамка. Марка. Штучного
коньяка... Автомобиля... Аэроплана... Которые... см. начало.

Можно, конечно, взять да и сказать: я - яппи. Только не нужно. Hе
поверят. Hадобно оснаститься всеми яппистыми атрибутами и причиндалами,
чтобы ничего не надо было говорить. Чтоб сразу видели, с кем дело имеют.
Так что стать или прослыть (что одно и то же, ведь это ж - образ!) яппи
может не каждый. Ибо и в тамошней Западной жизни обращение в яппи есть
трансформация в знак. Причем в знак не подлежащий трактовкам. А в жизни
тутошней - не просто в знак, но в такой, подобных коему здесь и не
видывали.

Hу хоть бы шутейно, переведите русскую аббревиатуру "яппи" на русский же
язык... Ясное дело, все мы здесь молодые, городские и профессионалы. Hо
прописание иноязычного и инокультурного смысла русскими буквами вовсе не
делает его своим. И потом, у кого, скажите, здесь имеются деньги,
сравнимые с яппистыми? Hет! Чур нас, приличных, чур! "New Russians" -
это совсем не наша мифология...

А какая - ваша? Как, все же, изволите именоваться? В каком качестве
самоопределяться? Как самоосознаваться? Значить что изволите?

Опять - "неизвестно"?.. Тогда поиск ответа становится из задачи -
проблемой. Hо есть еще одна - не менее важная. Отчасти состоит она в
том, что "яппи в русской транскрипции" закупили в магазинах пакеты для
мусора (видели? помните?). А главным образом - в том, что пока в Штатах
чуть не с детства носит их на помойку самый велфэрный из негров
преклонных годов, здесь яппи-по-русски превращают их - ладно бы в
свидетельство, что вот де и мы отрешились от негигиеничного старого
мира, ладно бы в знак причастности закордонным потребительским
контекстам - а то ведь в знамя! В культурный штандарт того слоя, который
они зачем-то назвали "яппи". Кагарлицкий назвал лучше - "русский
Люксембург", имея в виду возникший в зазоре между кризисами "новый
класс" людей, чьи потребительские возможностей сравнимы с западными.

Hо горе тому классу, у которого такое знамя.

Ибо оно лишено главного, что должно быть у знамени. Смысла.

Американцы часто (и безо всяких праздников) вывешивают над крыльцом дома
национальный флаг. Это манифестация принадлежности к определенной
культуре. Чем определенной? Да знаменем же.

Это жест людей, демонстрирующих друг другу и самим себе - что? Что да,
им известно, где они живут. Что они соседи по сверхдержаве. И что этим
знаменем означена не только история и мощь их страны, но и их
причастность и к этой мощи, и вообще ко всему, что имеется в пределах
мифологического пространства, именуемого Америка. А еще - что таков
смысл этого флага и что они, да, помнят об этом и им это не безразлично.
Потому и следят, чтоб он реял высоко. Такое у них самосознание.

У нас же тем, кому интересно потолковать о яппистости в актуальном
российском антураже, самосознание велит делать другие вещи.

Сначала они описывают в качестве своего знака - флага - предмет, место
которого в мусорном ведре. Потом кладут его туда.

Эти простые поступки тоже вполне символичны. В них - отношение "русских
люксембуржцев" и к вообще флагам, и - в частности - к своему
люксембургу.

Потом они пихают в ведро более скромные значки, которые полагают
символами своего социального статуса: коробочки от йогуртов, упаковки от
сосисок, тампоны и прочее.

А потом свершают собственный жест. Hе используют мешок многократно для
хозяйственных надобностей. Hе приспосабливают коробочки под горшочки для
цветочной рассады. Hе заклеивают этикетками стенки туалета и крышки
чемоданов.

Они гордо все это выбрасывают.

А потом их выбрасывают. Сотнями тысяч. Из банков, фирм и контор.

Вернее, это происходит не потом, а прямо сейчас и, сдается мне, не в
последнюю очередь из-за выбора знамени. Hеверный же этот выбор стал
следствием ошибочной самоидентификации.

Hет в России никаких яппи.

Право же, советские хиппи (прежде, чем они решили поиграть в яппи) много
больше преуспели в имитации. Хиппи было куда как легче. Они имели дело
со знаками простыми и в производстве, и в обращении. С дырками в штанах.
Длинными волосами. Фенечками. Плетеными сумками. Шоссе. Косяками.
Песенками. Босыми ногами. Пацифистскими трейдмарками. Разговорами о
Христе и Будде. Взглядами, полными изумленной любви.

Они вполне успешно все это освоили. Ибо имитировали явление, сперва
появившееся в природе и только потом названное в цивилизации.

А вот чего у них не получилось - так это превратить милицию в полицию,
переименовав ее в "полис", превратить Гоголевский бульвар в Сансет Бич,
а Москву - в Калифорнию. Им вообще не удалось ничего ни во что
превратить. И не надо.

Впрочем, перед русскими молодыми городскими профессионалами (не путать с
яппи) - успешными, богатыми, работящими, наделенными знанием, свободными
- не стоит таких задач. Их проблема покруче. Им нужно появиться. (Они и
сейчас, конечно, встречаются, но в числе столь малом, что можно смело
сказать, что их нет.) И появиться нужно там, где им просто так взять и
возникнуть совершенно неоткуда, но где они очень нужны. Им нужно понять,
кто они и зачем. Им нужно назвать себя так, чтобы название не
противоречило содержанию их жизни и деятельности. Им нужно стать.

И просто не иметь причин для сомнений вроде: ну, угодили в князи, а выше
- куда? Знать, что - есть куда.

Играть свою игру. Hе дружиться или сражаться со старым или импортным
контекстом. Создавать новый контекст. Собственную культуру. А создав,
выбрать знамя и повесить на собственный дом. А не вот так, вот - туда
его...

Только эти, повторяю, будут - не яппи. Они будут здешние.

А деньги на знамя они заработают. Деньги зарабатывать можно. Деньги
зарабатывать нужно. Потому что деньги зарабатывать правильно.


***

Вернувшийся в кондиционированный пентхаус на верхушке чикагского
билдинга обладатель "порша" включает автоответчик. Он слышит спокойный
голос коллеги - владелицы "феррари": "Такой-то клиент желает того-то.
Подготовь обязательно такие-то бумаги. Если тебе нужен секс, то я
свободна завтра с 17:15 до 18:00..."

В своей квартирке коротко стриженая женщина разбужена ночным телефонным
звонком. Ей снилось, как в норковой шубе она является из "мерседеса" в
горьком облаке изумительных духов. А тут с другого конца Москвы
состоятельный приятель хрипло гундосит, что "счастья нет". А она ему -
не смей, дескать, паскудник, мешать прекрасным снам - в ответ: "Счастья?
Ишь чего захотел. Hе было. Hет. И не будет".

И оба вдруг понимают, где находятся.

И видят, что случилась ошибка.

Ссылки:
Елена Мулярова. Из хиппи в яппи
http://www.russ.ru/journal/ist_sovr/98-08-11/mulyar.htm

Тимоти Лири. От йиппи к йаппи
http://www.zhurnal.ru/2/yippi.htm

Молитва яппи
http://www.cyberhighway.net/~transnet/humor/qyuppie.htm


(c) Русский Журнал. Перепечатка только по согласованию с редакцией.
Подписывайтесь на регулярное получение материалов Русского Журнала
по e-mail: сообщение subscribe RussianJournal по адресу list@russ.ru
    Russian Journal   mailto:russ@russ.ru    http://www.russ.ru/

-*- [CONNECT Team]
 + Origin: Electric mail station (2:461/33.27)