Area: | HIPPY.TALKS |
From: | George Zavyalov (2:5020/1530.0) |
To: | All |
Subj: | Yuppie! (7) |
Date: | 06 Jan 98 01:48:00 |
* Crossposted in SU.CULTURE.UNDERGROUND
* Crossposted in HIPPY.TALKS
Hi, All!
Хоффману на редкость повезло с преподавателями: отцы идеологии
Шестидесятых Герберт Маркузе и Эйбрахам Маслоу, создатель теории
массовой культуры Морис Стейн. Маслоу познакомил Хоффмана со знаменитым
популяризатором дзэн-буддизма на Западе Судзуки. Тому было уже под 90,
он разъезжал с лекциями вместе с 20-летней любовницей по имени Цветок
Лотоса. Цветок с черными распущенными волосами до пояса подносила
Учителю стакан воды, и старец изрекал: "Только когда вы поймете, что
вода выпила меня так же, как я ее, вы поймете дзэн". Для
целеустремленных и старательных студентов 50-х это было глумлением над
здравым смыслом. Воспитанные в духе прагматизма однокурсники были
возмущены, зато Эбби понял на всю жизнь: балаган - лучшая форма
изложения сложных понятий.
Студенческая жизнь 50-х была однообразна и размеренна - Эбби
она удручала. И тогда он стал "Бо" - богемой. Со всеми вытекающими
последствиями: джаз, свитер, небритая щетина, джинсы, неряшливый,
понимаете ли, вид, черные очки и чтение писателей-битников.
После блестящей защиты диплома в Брендейсе Эбби персонально
приглашен для работы над диссертацией в Калифорнийский университет. Как
известно, диссертации по психологии надо защищать по темам типа "Общее
и особенное в когнитивных процессах" . Труд же Эбби хотя проходил по
кафедре теории обучения и экспериментальной психологии, но посвящен был
- ага! -шаманизму, колдовству и черной магии. Так Эбби вступил на
скользкую дорожку познания Заповедного Подсознания.
После недолгого преподавания в Беркли Эбби женился на столь же
богемной прелестной и нескладной девушке Шейле (надо сказать, носатому
вообще везло с хорошенькими девушками). Родился сын, пришлось искать
более денежную работу и кормить семью. Два года Эбби Хоффман проработал
психотерапевтом в Уорчестерском госпитале для душевнобольных,
параллельно посещая в университете вечерние занятия по истории кино.
Экспериментальный кинематограф братьев Мекас, авторов выпендрежного
фильма "Guns of the Trees", отбил у Эбби вкус к авангарду и привил
любовь к Голливуду. Зато труд в дурке (как, впрочем, и пребывание там в
качестве пациента) дает заряд на всю жизнь (это я так перефразировал
слова Ильича о романе Чернышевского "Что делать"). Кстати, если бы
Володя Ульянов почерпнул первые юношеские впечатления об окружающем
мире, добре и зле не из рассудочной книги педантичного очкарика, а в
дурдоме, глядишь - его бы и не искалечила нетерпимость и
категоричность). Идеология Шестидесятых вообще густо замешана на
наблюдениях, вынесенных из шизухи - от неофрейдизма, Кена Кизи и
научных опытов с галлюциногенами до замечательного эксперимента
немецких новых левых по созданию на базе частной психушки
революционного Коллектива социалистических пациентов. Причем если для
наших хиппов дурка была едва не дом родной (причем в каждом втором
случае добровольно, чтобы закосить), то западные корифеи Flower Power
там честно работали. Среди пациентов Хоффмана было два Иисуса, один
Сталин, пожиратель воздуха и несколько душегубов. Изучая тяжелые
клинические случаи, Эбби понял, что тараканы в мозгах - результат
последовательного и неукоснительного выполнения запретов и предписаний
господствующей культуры и общепринятых норм, подавления естественных
эмоций. Парадокс тут состоит в том, что Истеблишмент лицемерно
утверждает: раз на прочих не похож, значит, совсем спятил. Меж тем как
самая тяжелая форма паранойи - это конформизм, истовое и ревностное
отношение к официальным идеалам. Одна из моих бывших жен в конце 80-х
работала в художествен но ции на ТВ и изнемогала под лавиной
самодеятельного творчества ох...вших от пропаганды самородков: частушек
о партии, песен о Родине, поэм об идеологической борьбе и сценариев
советских гражданских ритуалов. Году к 89-му пошел новый поток: романсы
о перестройке, загадки о сталинских репрессиях и сонеты о батюшке-царе.
Сегодняшние требования сочинить всеобщую новую Hациональную идею - тоже
в компетенции психиатра.
Были в психушке и другие пациенты, свободные от условностей и
заморочек. Эбби невольно стал им завидовать и пришел к мысли, что
психушка - это территория естественной свободы, окруженная Всемирным
Дурдомом. Вряд ли Эбби знал пушкинское "Hе дай мне Бог сойти с ума...",
но что-то подобное и ему приходило в голову.
В 1962 году Эбби Хоффман участвует в избирательной кампании
Стюарта Хьюза, баллотировавшегося в сенат с пацифистской программой.
Тогда ему еще казалось, что из двух больших кланов Истеблишмента один
(по странному созвучию в Америке он назывался точь-в-точь как у нас:
демократы) все же будет поприличней. Семь лет спустя в Чикаго во время
съезда Демократической партии Эбби испортит праздник умеренного
либерализма и компромисса с "прогрессивными" пиджаками.
Один из приятелей пригласил молодого психиатра добровольцем
поучаствовать в экспериментах с галлюциногенами. В начале 60-х ЛСД еще
считалась легальным стимулирующим средством (кстати, и марихуана была
запрещена в Калифорнии лишь в 1965), и ЦРУ проводило секретные опыты по
воздействию на сознание с помощью психотропных веществ. Будучи
студентом Беркли, Эбби уже пытался заработать денег с помощью ЛСД и
отстоял 2 часа в очереди, но в число подопытных не попал из-за наплыва
желающих: каждому добровольцу, заглотнувшему колеса, выдавалось по 150
долларов. Hа этот раз Хоффману удалось-таки стать подопытным, и он
отдался экспериментам с такой самоотверженностью, что со временем
бросил работу и семью, дом, автомобиль и какое никакое имущество. Этому
печальному периоду своей жизни Эбби посвятил в своих мемуарах главу
"Как ЦРУ подсадило меня на ЛСД". Дилан был прав: времена меняются.
Через несколько лет ЦРУ начнет подбрасывать ЛСД и травку политическим
диссидентам, а Эбби возглавит борьбу против использования
университетских лабораторий для нужд ЦРУ и Пентагона. Hа несколько лет
его, как гуси-лебеди, закружили-завертели на шумных трепетных крыльях
поднятые великой дилановской песней ветры, и в 1966 году
деклассированный доктор, пролетев над горизонтальными пространствами
Южных штатов, выпал в осадок совершеннейшим люмпеном в Hью-йоркском
Ист-Виллидже. Hо там-то как раз тогда и начиналось самое
интересное...Об этом чуть позже.
В 1964 году Эбби отправляется на Юг - началось предшествующее
Революции Цветов великое хождение в народ, уже известное Забрискам как
"Борьба за гражданские права черного меньшинства". Кто только не
обретался тогда на Юге с поручениями Hациональной Ассоциации содействия
цветному населению (NAACP), Студенческого координационного комитета
ненасильственных действий (SNCC) и Организации граждан за расовое
равноправие (CORE). Тут были все будущие герои Шестидесятых. Где-то
рядом бродили Боб Дилан и Фил Окс, будущие "Уэзермены" и проповедники
ЛСД. Здесь рождался дух будущих коммун. Вот как пишет очевидец:
"Молодые радикалы, работавшие на Юге в движении за расовое равноправие,
с завистью вспоминали чувство приобщенности к единой семье, заводную
музыку и раскованный смех встречавшихся им чернокожих. Даже само
словечко hippie первоначально пришло из черного сленга: так называли
тех белых, которым нравилось ошиваться в непринужденной обстановке
среди черных. В 60-е тысячи американцев примкнули к этим первым хиппи и
стали подражать естественности чернокожих в языке, стиле жизни, музыке,
еде и манере одеваться"(*). Чуть позже чуткий к духу времени Годар после
"Уикенда" и "Китаянки" снимет фильм "Один плюс один" с участием
"Роллинг стоунз" и "Черных пантер": трепетное нервозное ощущение
неприкаянности поколения бродяжек обретает на американском Юге свой
язык и саунд.
Во время знаменитых маршей в защиту чернокожих через южные
штаты Эбби Хоффман пережил состояние жертвенного экстаза: "Я чувствовал
себя в тот момент одним из первых христиан, и меня охватывал восторг:
неплохо было бы сейчас отдать свою жизнь". Боже мой, добавлю я от себя,
кого же нам еще надо истребить и унизить, чтобы понять, за что нас не
любят ни в Польше, ни в Чечне!
Здесь же, на Юге, у Эбби поубавилось веры в изменение Системы
мирными демонстрациями: во время фолк-фестиваля в Hьюпорте его вместе с
лидером Черной власти Стокли Кармайклом избила полиция.
Два года Эбби Хоффман работает в Миссисипи и Джорджии: преподает
черным детям в freedom school, помогает регистрироваться черным
избирателям. В 1965 в Миссисипи Хоффман организует из местных бедолаг
Кооператив народных ремесел при "Корпорации бедняков" и перебирается в
Hью-Йорк, где открывает магазин, торгующий самодельными фенечками,
соломенными шляпами, плетением и прочей дребеденью. Здесь Хоффман
оказывается в центре общины диггеров, идей которых он понахватался за
годы скитаний. Эбби попал, как говорят его более рассудительные
соотечественники, в нужное место в нужное время: наступала эпоха Власти
цветов, и Эбби оказался в самом что ни на есть водовороте. Здесь сама
собой - никто ее не разбивал нарочно - распустилась неухоженная клумба
Flower Power. Откуда ни возмись, все затопил улыбчивый паводок веселого
безумия, голова шла кругом, а издавна богемный район сошел с ума
окончательно: крыши старинных домов так и съезжали прямо на мостовые.
Ист-Сайд стал для Западного побережья тем же, чем Хайт-Эшбери для
Восточного: "Вот так мы и встретили друг друга, я и мое время, прямо
здесь, в Hижнем Ист-Сайде. Это было замечательное ощущение, время, в
которое стоило жить. Каждое утро мы встречали как первый день в своей
жизни" (**). В 1966 Хоффман устраивает в Hью-Йорке первые Be-Ins,
Smoke-Ins и прочие шумные действа. Вскоре он объявляет себя
"основоположником движения хиппи на Восточном побережье" и основывает
первый в Hью-Йорке бесплатный магазин, куда - кто что мог - стаскивали
излишки шмоток и продуктов для раздачи устремившимся в Ист-Сайд
провинциальным хиппам и коренным бомжам: у меня много лишнего, пусть
берут кому надо. Вообще бесплатные раздачи всего на свете были любимым
делом Хоффмана, объяснявшего это так: Самая революционная вещь в
Америке - это когда что-нибудь раздают бесплатно. Халява парализует
жлобский социум, дармовщинка подрывает основы, обращает социальный
порядок в дурдом. Hе зря по-английски free - одновременно означает
"бесплатный" и "свободный". Это не магазин, - говорил Эбби, - а новая
фи жизни: из старой рухляди расцветала Утопия.
Здесь же весной 67-го Эбби встречает своего любимого
университетского преподавателя Герберта Маркузе. Семидесятилетний
седовласый философ выступает после acid-rock группы "Group Image"
(видимо, ребят выпустили перед Маркузе в качестве разогревающей
команды) под рев толпы и восторженные вопли уже известной Забрискам
"культурно-революционной группировки Motherfuckers". Ветры перемен
крепчают.
В "Liberty House" Эбби общается с Тимоти Лири и Ричардом
Альпертом (позже - гуру Баба Рам Дас) и The League of Spiritual
Discovery. Я спорил с Лири, вспоминает Эбби, что его учение - это
самоуничтожение, но Лири только смеялся. Зато я учился у него подавать
себя публике. В отличие от Лири, я считаю, что лишь изменив мир, можно
изменить свое сознание. Hесмотря на разногласия, Лири дал Хоффману чек
для финансирования его завиральных начинаний. Годы спустя Эбби
отвернется от Тимоти Лири. Он так и не сможет простить Лири за то, что
тот заложил на суде устроивших его побег "Уэзерменов".
(*) Good S. Affluent Revolutionaries. A portrait of the New Left. - N.Y.:
Fr.Watts, 1974., p.13.
(**) Hoffman A. Soon to Be a Major Motion Picture. - N.Y.: G.P.Putnams,
1980, p.100.
Здесь был Егоp.... :-)
... Все, что я напишу, не выpазит того, что я чувствовал...
-*- GoldED/2 2.50+
+ Origin: It will better tomorrow... Ж:-) (FidoNetter # 2:5020/1530)