News | Music | MP3 Tech | Hippy.Talks.Filtered | Guestbook | Forum | LiveJournal
MP3 Tech |
updated 08.02.03 | ![]() |
...Признаться, сперва хотел было набросать этакий популярный текст о любимой технологии, с чем да как именно ее едят, тем паче, не раз приходилось рассказывать в красках и подробностях о том людям начинающим и не только...
Но вот глянул на более-менее свежую редакцию Axeman's MP3 Page, одну из множества подобных и решил не заморачиваться излишне: хоть мы с автором и спорили о деталях в свое время, все ж плоды трудов его вполне удобочитаемы и в достаточной степени информативны.
...А вот еще несколько любопытных ссылок: настоятельно рекомендую
ознакомиться желающим тонкостей и подробностей. К примеру, очень милый ресурс
Celestial Chancellery,
посвященный звуковым возможностям компьютера in general,
а также весьма квалифицированные
статьи и обзоры
технологии MP3-кодирования
на моем любимом техническом сайте iXBT.
Я рад, что даже последние исследования вполне подтверждают правоту моего, эмпирически
сложившегося, подхода... ;-)
В дополнение же просто расскажу в двух словах, чем и как мпеги делаю сам.
В сущности, весь жизненный цикл мпегов можно разделить на три важнейших этапа:
Прежде всего, позволю себе предостеречь читателя от распространенной
безграмотности, от частого употребления отнюдь не становящейся менее вопиющей.
Некоторые странные люди говорят и даже пишут об "оцифровке звука с компакт-дисков";
это бессмысленная глупость, вовсе не свидетельствующая о какой-либо технической
подготовке и владении темой несущим этакую чушь.
Звук на аудиокомпактах изначально находится в цифровой форме, и,
в отличие от аналоговых записей на виниле или магнитной ленте, снова переводить
его в цифру ("оцифровывать") нет ни надобности, ни возможности.
Это те самые пресловутые 16bit с частотой дискретизации
44kHz, что были в свое время приняты стандартом
Red Book.
...Конешно, оцифровки с разрешением 24бит 96кГц
звучат куда более естественно, но ценой сколь огромного объема аудиоданных!
Впрочем, сейчас я не об этом...
Безграмотность раздражает. Не понимающим этих деталей следовало бы просто запомнить, что цифровой аудиосигнал, находящийся в специфическом формате CDDA на компакте, для дальнейших манипуляций приходится копировать и конвертировать в один из копьютерных форматов, тот же wav. И этот процесс называется grabbing или, реже, ripping; первый термин породил весьма удачную русскую кальку "грабление"... так мы и будем говорить.
...Долгое время я грабил аудио компакт-диски CD-драйвами от Matsushita и немало радовался их способности точно читать raw audio stream. Неоднократные эксперименты повторного грабления одного и того же CD-трака и затем побитового сравнения полученных wav'ов (на разных, читающихся без видимых ошибок, дисках и правильно подобранными грабберами) не выявили никакой разницы, к ужасу клинических аудиофилов из эхи mo.hi-fi, никак не готовых поверить в то, что устройство ценою до пятидесяти долларов таки и впрямь способно считывать сектора компакт-дисков как минимум не хуже многосотбаксовых хай-эндовских агрегатов, и никаких там магических зеленых фломастеров! в полном согласии, скажем, с тем же г-ном Музыченко...
В дальнейшем я перешел на драйвы Teac,
о чем нимало не жалею: по крайней мере мой быстр, тих и весьма непривередлив.
О драйвах пишущих (тоже, разумеется, только от Teac,
коль уж скоро нет денег на Plextor)
расскажу как-нибудь позже... пока же могу посоветовать почитать здесь пару материалов:
краткое мое исследованьице
процесса записи аудиоCD, в т.ч. и из мпегов и весьма подробный FAQ,
посвященный копированию звуковых компакт-дисков вообще.
...Программ-грабберов, или же рипперов ("сдирателей")
цифрового звука с аудиокомпактов перепробовано было немало, но, найдя наконец
в себе силы сопротивляться подчас утомительной интенции перфекционизма, в какой-то
момент все же остановился на великолепном ExactAudioCopy и уж лучшего себе не ищу. Пусть в режиме Secure
(когда каждый сектор аудиокомпакта грабится несколько раз, и полученные данные
"на лету" побитово сравниваются меж собою на предмет сомнительных
считываний) CDDA копируется несколько медленнее,
чем то позволяет аппаратная часть драйва в обычном режиме (Burst
mode), но при том я совершенно спокоен за качество сграбленных
wav'ов практически с любого, даже достаточно левого
и поюзаного диска...
Если только трек возможно прочесть вообще, он будет считан безупречно.
Рекомендую определенно и настоятельно EAC и только его; к слову, многим, думаю, полезно будет почитать неофициальный перевод FAQ'а по этой замечательной бесплатной программе.
...Итак, секторы аудиокомпакта прочитаны безупречно, цифровой звук
лежит на винчестере в куда более правильном виде, нежели на алюминиевой болванке
CDDA в виде тяжеленных wav'ов.
В предположении, что и звукорежиссер, сводивший альбом, и студия мастеринга
знали свое дело, необъятной темы обработки и редактирования цифрового звука
я здесь касаться не стану...
Теперь пора превратить wav в mp3
(сжать, кодировать программой-энкодером, убирая ту часть звуковой информации,
которую психоакустическая модель мпег-компрессии, в зависимости от желаемого
битрейта и тем самым степени сжатия сочтет несущественной
для восприятия человеческим слухом). Этим занимаются программы-энкодеры, и таковых
известно довольно много.
По мере развития технологии MPEG1 layer3
симпатии мои к энкодерам менялись, что поделаешь с этим имманентным стремлением
прикасаться к чистейшему и совершенному творению человека, к Музыке, только
лишь самым совершенным!..
Не стану упоминать названий программ, от которых в процессе изучения отказался, все едино, я не стал бы рекомендовать ни одну из них.
...Так или иначе, нынче кодирую свои мпеги исключительно Lame'ом, в последнее время уверенно лидирующим по качеству звука. Читающим по-английски настоятельно советую ознакомиться с подробной документацией к нему; к пользователю он приходит в виде консольной программы или подключаемого куда-либо dll чуть ниже я дам ссылку на современную версию под Win32, здесь же можно будет взять удобный fronted (сиречь оболочку) к нему.
Для целей коллекционных
предпочитаю кодировать с bitrate'ом 320
kbs (минимальная степень сжатия, минимальные
потери качества) и, надо сказать, будучи приложенным к такой тонкой и
драгоценной материи, как, скажем, голос несравненной Лизаньки Джеррард, столь,
на первый взгляд, неэкономичный режим вполне оправдывает себя; а уж ежели вспомнить
стремительно падающую стоимость технологии CD-R !..
Во всяком разе, на моем тракте со вполне приемлемой разрешающей способностью (сигнал идет двойным серебряным коаксиалом с SB Audigy на весьма недурной Harman-Kardon, а там толстым добротным кабелем на симпатичную напольную акустику от известной в хайфайских кругах датской фирмы Jamo) разница с меньшими битрейтами ясно слышится... разница же в звучании мпега на 320кбс с исходным wav'ом не то чтобы слышится но таки ощущается. Хоть, справедливости ради, и не всяким слушателем.
Современная версия кодера
Lame 3.93 дает приличное качество звука на
высших битрейтах и с установками по умолчанию (режим, разумеется, stereo);
однакоже, кнопочку Quality improvements (аналог
команды -q2 или -h)
в упомянутом фронтенде Lamebatch при кодировании
с любыми битрейтами советую все-таки включать.
Пуристам рекомендовал бы вместо того задавать вручную ключ -q0,
включающий режим наивысшего качества кодирования; сам кодирую мпеги только в
этом режиме (см. мое исследованьице
на эту тему). Замечу: принято считать, что этот параметр усложняет и замедляет
кодирование... однако, уверяю на современном железе никакого замедления
процесса практически не видно.
...Музыка, не столь щедрая оттенками, тончайшими деталями и насыщенной фактурой звука, не столь блистательно исполненная и не столь совершенно записанная, музыка попроще, для прослушивания повседневного в общем, приемлемо звучит и будучи энкодированной в не столь бескомпромиссных режимах.
Младшие битрейты, в сущности,
упоминания имхо не вполне достойны; скупой, как известно, платит как минимум
дважды, и экономия на спичках еще никого не спасла от разорения...
Однакоже, выкладывая в интернет мпеги редкой и любимой (или просто отчего-либо
близкой) музыки, сжатой даже и на 192кбс,
я чувствую легкие угрызения совести: долго еще не зарубцуются кошмарные воспоминания
о скачивании десятка-другого мег модемом на 14 400,
с хронически опадающим с моей шаговой АТС диалапом наперевес... А представьте
только, как же мучительно заливалась, в отсутствие выделенки, немалая часть
содержимого данного ресурса!..
Утешает лишь уверенность, что уж моя-то онлайновая коллекция достойна любых
жертв и лишений со стороны заинтересованного посетителя; что качества звучания
моих, гpaмoтнo и c любoвью изгoтoвлeнныx, мпeгoв будет вполне достаточно для
большинства слушателей... ;-)
...На мой взгляд, считающийся в некоторых кругах "стандартом" де-факто мпег с битрейтом 128kbs доставить удовольствие от прослушивания практически не способен, я настаиваю: даже для прослушивания ознакомительного, дeмoнcтpaциoннoгo или, скажем, фонового в рамках рассматриваемой технологии опускаться ниже планки с цифрою 192 не след.
...Откровенно говоря,
битрейты 128-160кбс полагаю форменным издевательством:
вроде бы нечто и есть у тебя, и даже как-бы звучит оно... но слушать все едино
не получается невкусно...
Словно те фальшивые елочные игрушки: выглядят совсем как настоящие, а вот радости
от них никакой.
Исключением могут явиться
только разве слyшaтeли, счастливо (?) нe oбpeмeнeнные
музыкальным cлyxoм вовсе; и, если кто-то не слышит разницы в звучании битрейтов,
проигрываемых карточкою ESS1868 через пластиковые
мультимедийные колонки, пусть лишь призадумается, пусть представит себе
как же именно все, старательно скачанное, отобранное и сохраненное, будет звучать
через пару лет, этак пару апгрейдов стремительно дешевеющей техники спустя?..
Впрочем, всяко, обращаюсь я к несколько иной публике.
...Вернемся к технологии.
Итак, младшие битрейты
малосъедобны; но где же приемлемый компромисс?
Признаться, какое-то время назад мне перестало хватать качества звучания мпегов с постоянным битрейтом 192. Довольно давно уже была придумана разработчиками технология VBR (variable bitrate), при использовании которой текущий битрейт, а следовательно и качество воспроизведения, определяется текущими характеристиками спектра сигнала и регулируется алгоритмами психоакустической модели, по мере необходимости поднимая или опуская степень сжатия, колеблясь вокруг заданного пользователем значения; мне она как-то не пришлась по нраву.
Тем не менее, в результате ряда экспериментов меня-таки заинтересовала более свежая и привлекательная ее версия от нашего любимого Lame'а, ABR (average bitrate); в последнее время я даже стал выкладывать здесь, на Ярхолере, музыку, закодированную именно в этом режиме...
В конце концов, да чорт
бы с ним с объемом! предельная экономия в результате обходится слишком дорого;
был бы приносящий наслаждение звук...
Нынче я делаю мпеги для Сети, запрещая энкодеру опускаться ниже 192х
и разрешая поднимать его при необходимости (в зависимости от спектральной насыщенности
сигнала); в этом режиме средний битрейт выходит около 210кбс,
поднимаясь при нужде до 224, а то и 256-320кбс.
И это имхо весьма удачный компромисс: при вполне приемлемом качестве звучания
размер сжатого файла колеблется около 15% от объема исходного wav'а...
Параметры кодирования таковы: -q0 --abr 210 -b 192
Вот, предельно наглядно, картинка с моими настройками фронт-енда для этого режима: делать "компромиссные" мпеги я рекомендую именно так, и точка.
Вот и подошли мы к следующей
стороне вопроса: воспроизведению.
Программных mp3-плейеров существует масса,
я же, будучи критичен прежде всего
к качеству звука и не видя особого смысла в нефункциональных наворотах, сперва
предпочел остановиться на некогда весьма известном плейере NAD.
Он проигрывает общеупотребительному Winamp
в удобстве интерфейса и количестве примочек но никак не в звуке; однако,
притом совершенно не поддерживает ни VBR,
ни ABR.
Впрочем, утверждается, что некоторые (довольно ранние) версии Винампа, в которых в качестве мпег-декодера вместо родного и убогого нульсофтовского Nitrane использовался декодер от Фраунгофера, звучат заметно более приемлемо... скачайте, да и проверьте.
Звучание и более поздних WinAmp'ов можно заметно улучшить; мне рекомендовали заменить стандартный его плагин in_mp3.dll на in_mpg123.dll поэкспериментируйте.
Позднейшее добавление:
...Надо сказать, Винамп в версии 2.7х вернулся-таки к обновленному фраунгоферовскому декодеру, и теперь воспроизводит мпеги безупречно вполне (см. мощное исследование и обсуждение в Форуме).
Как выяснилось, лично мне этот вариант подходит; более того после его установки я заметил, что как-то постепенно перестал пользоваться хваленым NAD'ом...
Что ж, возможно, проблема выбора правильного МП3-плеера тем самым решена окончательно.
...Далее. Попался мне как-то довольно забавный плейер WPlayPro, afaik использующий в качестве декодера в прошлом знаменитый качеством на высоких битрейтах весьма симпатичный мне в прошлом BladeEnc, предшественник Lame среди iso-based кодеков возможно, кому-то понравится больше других...
А еще вы не поверите, Патрик!
(с) остались еще на свете такие древние слабосильные компутеры,
с камешком типа 486dx; и все работают, работают
и работают! несколько таких у меня полке в полном комплекте пылятся,
ждут очередного голодного, некомпьютеризированного еще, хиппи... Мощности на
риэлтаймовое гладкое декодирование мпегов даже 128кбс
joint stereo тем же Винампом может и не хватить, ну не оставаться
же стесненным пожилым железом людям без музыки!
И вот, таки нашелся в залежах и на этот случай старенький, спартанский и нетребовательный
к ресурсам Winplay3, работающий даже под позабытыми
уже накрепко 16ти битными Виндами 3.х
с фраунгоферовским декодером, однако...
Другие полезности
Еще нашелся любопытный plug-in для проигрывания аудиокомпактов Винампом по шине, непосредственно в цифре, позволяющий обойти разом и копеешный встроенный в CD-ROMы (неизбежно и изрядно портящий звучание дисков CDDA) ЦАП, и аналоговый аудиошнур, тянущийся от драйва к звуковой карте и вносящий изрядно помех в сигнал.Может оказаться кстати и очень приятная утилитка
она сканирует диски в поисках мпегов и составляет их список по папкам,
выдавая притом массу сведений о каждом файле; весьма удобно для тех у кого,
как у меня, гигабайты текущих мпегов роятся в творческом беспорядке, так что
можно и затерять на собственных винтах пару-другую альбомов...
Но куда более удобной оказалась оболочка локальной базки данных для мпеговых
дисков, MpegAudioCollection
умеющая сканировать предложенный ей ресурс (папку, диск) и сохранять
в весьма удобном каталоге, с индексацией, поиском, сортировками етц. Рекомендую.
Далее. Отрадно весьма, что MP3,
стремительно вторгшийся в нашу жизнь в качестве жестко привязанного к компьютеру
аудиоформата и тем самым практически недоступный и бесполезный для простых,
не погруженных в киберизмерение, смертных успешно разорвал тесные рамки
десктопов и нотебуков. Вскоре я предрекаю настоящий бум, связанный с пришествием
дешевого и небывало эффективного формата MP3-CD
в область car audio (позднейшее
дополнение: прогноз за последние пару лет сбылся вполне!); с другой стороны,
многие производители hi-fi аудиокомпонентов
выпускают уже стационарные проигрыватели с поддержкой дисков MP3-CD...
И, наконец, всякий может приобрести себе за вполне приемлемые деньги портативный MP3-CD плеер (MP3-дискмен), и радостно подавать с него сигнал хоть на стационарный усилитель, хоть на домашний муз.центр лишь был бы соответствующий шнур, да у используемого в качестве усилителя устройства линейный вход... Современные чипы и возможность апгрейда "софта" путем залития новых прошивок выводят эти долгожданные устройства на новый уровень качества.
...Почитать и поглядеть (а при желании даже выбрать и заказать с доставкой кстати, еще и со скидкою ;-) девайсы такого рода можно по этой ссылке; заглядывайте!..
...Кончаю. Страшно перечесть! (с) ;-))
![]() |
News | Music | MP3 Tech | Hippy.Talks.Filtered | Guestbook | Forum | LiveJournal