News | Music | MP3 Tech | Hippy.Talks.Filtered | Guestbook | Forum | LiveJournal

MP3 Tech

updated 08.02.03 Самолучший MP3-плеер на Порта.ру

...Признаться, сперва хотел было набросать этакий популярный текст о любимой технологии, с чем да как именно ее едят, — тем паче, не раз приходилось рассказывать в красках и подробностях о том людям начинающим и не только...

Но вот глянул на более-менее свежую редакцию Axeman's MP3 Page, одну из множества подобных — и решил не заморачиваться излишне: хоть мы с автором и спорили о деталях в свое время, все ж плоды трудов его вполне удобочитаемы и в достаточной степени информативны.

...А вот еще несколько любопытных ссылок: настоятельно рекомендую ознакомиться желающим тонкостей и подробностей. К примеру, очень милый ресурс Celestial Chancellery, посвященный звуковым возможностям компьютера in general, а также весьма квалифицированные статьи и обзоры технологии MP3-кодирования на моем любимом техническом сайте iXBT.
Я рад, что даже последние исследования вполне подтверждают правоту моего, эмпирически сложившегося, подхода... ;-)

В дополнение же просто расскажу в двух словах, чем и как мпеги делаю сам.

 

В сущности, весь жизненный цикл мпегов можно разделить на три важнейших этапа:

 

Копирование

Прежде всего, позволю себе предостеречь читателя от распространенной безграмотности, от частого употребления отнюдь не становящейся менее вопиющей.
Некоторые странные люди говорят и даже пишут об "оцифровке звука с компакт-дисков"; это бессмысленная глупость, вовсе не свидетельствующая о какой-либо технической подготовке и владении темой несущим этакую чушь.

Звук на аудиокомпактах изначально находится в цифровой форме, и, в отличие от аналоговых записей на виниле или магнитной ленте, снова переводить его в цифру ("оцифровывать") нет ни надобности, ни возможности. Это те самые пресловутые 16bit с частотой дискретизации 44kHz, что были в свое время приняты стандартом Red Book.
...Конешно, оцифровки с разрешением 24бит 96кГц звучат куда более естественно, — но ценой сколь огромного объема аудиоданных! Впрочем, сейчас я не об этом...

Безграмотность раздражает. Не понимающим этих деталей следовало бы просто запомнить, что цифровой аудиосигнал, находящийся в специфическом формате CDDA на компакте, для дальнейших манипуляций приходится копировать и конвертировать в один из копьютерных форматов, — тот же wav. И этот процесс называется grabbing или, реже, ripping; первый термин породил весьма удачную русскую кальку "грабление"... так мы и будем говорить.

...Долгое время я грабил аудио компакт-диски CD-драйвами от Matsushita — и немало радовался их способности точно читать raw audio stream. Неоднократные эксперименты повторного грабления одного и того же CD-трака и затем побитового сравнения полученных wav'ов (на разных, читающихся без видимых ошибок, дисках и правильно подобранными грабберами) не выявили никакой разницы, — к ужасу клинических аудиофилов из эхи mo.hi-fi, никак не готовых поверить в то, что устройство ценою до пятидесяти долларов таки и впрямь способно считывать сектора компакт-дисков как минимум не хуже многосотбаксовых хай-эндовских агрегатов, и никаких там магических зеленых фломастеров! — в полном согласии, скажем, с тем же г-ном Музыченко...

В дальнейшем я перешел на драйвы Teac, о чем нимало не жалею: по крайней мере мой быстр, тих и весьма непривередлив.
О драйвах пишущих (тоже, разумеется, только от Teac, коль уж скоро нет денег на Plextor) расскажу как-нибудь позже... пока же могу посоветовать почитать здесь пару материалов: краткое мое исследованьице процесса записи аудиоCD, в т.ч. и из мпегов — и весьма подробный FAQ, посвященный копированию звуковых компакт-дисков вообще.

...Программ-грабберов, или же рипперов ("сдирателей") цифрового звука с аудиокомпактов перепробовано было немало, — но, найдя наконец в себе силы сопротивляться подчас утомительной интенции перфекционизма, в какой-то момент все же остановился на великолепном ExactAudioCopy — и уж лучшего себе не ищу. Пусть в режиме Secure (когда каждый сектор аудиокомпакта грабится несколько раз, и полученные данные "на лету" побитово сравниваются меж собою на предмет сомнительных считываний) CDDA копируется несколько медленнее, чем то позволяет аппаратная часть драйва в обычном режиме (Burst mode), — но при том я совершенно спокоен за качество сграбленных wav'ов практически с любого, даже достаточно левого и поюзаного диска...
Если только трек возможно прочесть вообще, он будет считан безупречно.

Рекомендую определенно и настоятельно EAC — и только его; к слову, многим, думаю, полезно будет почитать неофициальный перевод FAQ'а по этой замечательной бесплатной программе.

 

Кодирование

...Итак, секторы аудиокомпакта прочитаны безупречно, цифровой звук лежит на винчестере в куда более правильном виде, нежели на алюминиевой болванке CDDA — в виде тяжеленных wav'ов.
В предположении, что и звукорежиссер, сводивший альбом, и студия мастеринга знали свое дело, необъятной темы обработки и редактирования цифрового звука я здесь касаться не стану...
Теперь пора превратить wav в mp3 (сжать, кодировать программой-энкодером, убирая ту часть звуковой информации, которую психоакустическая модель мпег-компрессии, в зависимости от желаемого битрейта — и тем самым степени сжатия — сочтет несущественной для восприятия человеческим слухом). Этим занимаются программы-энкодеры, и таковых известно довольно много.

По мере развития технологии MPEG1 layer3 симпатии мои к энкодерам менялись, — что поделаешь с этим имманентным стремлением прикасаться к чистейшему и совершенному творению человека, к Музыке, только лишь самым совершенным!..
Не стану упоминать названий программ, от которых в процессе изучения отказался, — все едино, я не стал бы рекомендовать ни одну из них.

...Так или иначе, нынче кодирую свои мпеги исключительно Lame'ом, в последнее время уверенно лидирующим по качеству звука. Читающим по-английски настоятельно советую ознакомиться с подробной документацией к нему; к пользователю он приходит в виде консольной программы или подключаемого куда-либо dll — чуть ниже я дам ссылку на современную версию под Win32, здесь же можно будет взять удобный fronted (сиречь оболочку) к нему.

Для целей коллекционных предпочитаю кодировать с bitrate'ом 320 kbs (минимальная степень сжатия, минимальные потери качества) — и, надо сказать, будучи приложенным к такой тонкой и драгоценной материи, как, скажем, голос несравненной Лизаньки Джеррард, столь, на первый взгляд, неэкономичный режим вполне оправдывает себя; а уж ежели вспомнить стремительно падающую стоимость технологии CD-R !..

Во всяком разе, на моем тракте со вполне приемлемой разрешающей способностью (сигнал идет двойным серебряным коаксиалом с SB Audigy на весьма недурной Harman-Kardon, а там толстым добротным кабелем на симпатичную напольную акустику от известной в хайфайских кругах датской фирмы Jamo) разница с меньшими битрейтами ясно слышится... разница же в звучании мпега на 320кбс с исходным wav'ом не то чтобы слышится — но таки ощущается. Хоть, справедливости ради, и не всяким слушателем.

Современная версия кодера Lame 3.93 дает приличное качество звука на высших битрейтах и с установками по умолчанию (режим, разумеется, stereo); однакоже, кнопочку Quality improvements (аналог команды -q2 или -h) в упомянутом фронтенде Lamebatch при кодировании с любыми битрейтами советую все-таки включать.
Пуристам рекомендовал бы вместо того задавать вручную ключ -q0, включающий режим наивысшего качества кодирования; сам кодирую мпеги только в этом режиме (см. мое исследованьице на эту тему). Замечу: принято считать, что этот параметр усложняет и замедляет кодирование... однако, уверяю — на современном железе никакого замедления процесса практически не видно.

...Музыка, не столь щедрая оттенками, тончайшими деталями и насыщенной фактурой звука, не столь блистательно исполненная и не столь совершенно записанная, — музыка попроще, для прослушивания повседневного — в общем, приемлемо звучит и будучи энкодированной в не столь бескомпромиссных режимах.

Младшие битрейты, в сущности, упоминания имхо не вполне достойны; скупой, как известно, платит как минимум дважды, и экономия на спичках еще никого не спасла от разорения...
Однакоже, выкладывая в интернет мпеги редкой и любимой (или просто отчего-либо близкой) музыки, сжатой даже и на 192кбс, я чувствую легкие угрызения совести: долго еще не зарубцуются кошмарные воспоминания о скачивании десятка-другого мег модемом на 14 400, с хронически опадающим с моей шаговой АТС диалапом наперевес... А представьте только, как же мучительно заливалась, в отсутствие выделенки, немалая часть содержимого данного ресурса!..
Утешает лишь уверенность, что уж моя-то онлайновая коллекция достойна любых жертв и лишений со стороны заинтересованного посетителя; что качества звучания моих, гpaмoтнo и c любoвью изгoтoвлeнныx, мпeгoв будет вполне достаточно для большинства слушателей... ;-)

...На мой взгляд, считающийся в некоторых кругах "стандартом" де-факто мпег с битрейтом 128kbs доставить удовольствие от прослушивания практически не способен, — я настаиваю: даже для прослушивания ознакомительного, дeмoнcтpaциoннoгo или, скажем, фонового в рамках рассматриваемой технологии опускаться ниже планки с цифрою 192 не след.

...Откровенно говоря, битрейты 128-160кбс полагаю форменным издевательством: вроде бы нечто и есть у тебя, и даже как-бы звучит оно... но слушать все едино не получается — невкусно...
Словно те фальшивые елочные игрушки: выглядят совсем как настоящие, а вот радости от них — никакой.

Исключением могут явиться только разве слyшaтeли, счастливо (?) нe oбpeмeнeнные музыкальным cлyxoм вовсе; и, если кто-то не слышит разницы в звучании битрейтов, проигрываемых карточкою ESS1868 через пластиковые мультимедийные колонки, пусть лишь призадумается, пусть представит себе — как же именно все, старательно скачанное, отобранное и сохраненное, будет звучать через пару лет, этак пару апгрейдов стремительно дешевеющей техники спустя?..
Впрочем, всяко, обращаюсь я к несколько иной публике.

...Вернемся к технологии.

Итак, младшие битрейты малосъедобны; но где же приемлемый компромисс?

Признаться, какое-то время назад мне перестало хватать качества звучания мпегов с постоянным битрейтом 192. Довольно давно уже была придумана разработчиками технология VBR (variable bitrate), при использовании которой текущий битрейт, а следовательно и качество воспроизведения, определяется текущими характеристиками спектра сигнала и регулируется алгоритмами психоакустической модели, по мере необходимости поднимая или опуская степень сжатия, колеблясь вокруг заданного пользователем значения; мне она как-то не пришлась по нраву.

Тем не менее, в результате ряда экспериментов меня-таки заинтересовала более свежая и привлекательная ее версия от нашего любимого Lame, ABR (average bitrate); в последнее время я даже стал выкладывать здесь, на Ярхолере, музыку, закодированную именно в этом режиме...

В конце концов, да чорт бы с ним с объемом! предельная экономия в результате обходится слишком дорого; был бы приносящий наслаждение звук...
Нынче я делаю мпеги для Сети, запрещая энкодеру опускаться ниже 192х и разрешая поднимать его при необходимости (в зависимости от спектральной насыщенности сигнала); в этом режиме средний битрейт выходит около 210кбс, поднимаясь при нужде до 224, а то и 256-320кбс.
И это имхо весьма удачный компромисс: при вполне приемлемом качестве звучания размер сжатого файла колеблется около 15% от объема исходного wav'а...

Параметры кодирования таковы: -q0 --abr 210 -b 192

Вот, предельно наглядно, картинка с моими настройками фронт-енда для этого режима: делать "компромиссные" мпеги я рекомендую именно так, и точка.


 

Декодирование

Вот и подошли мы к следующей стороне вопроса: воспроизведению.
Программных mp3-плейеров существует масса,
я же, будучи критичен прежде всего к качеству звука и не видя особого смысла в нефункциональных наворотах, сперва предпочел остановиться на некогда весьма известном плейере NAD. Он проигрывает общеупотребительному Winamp в удобстве интерфейса и количестве примочек — но никак не в звуке; однако, притом совершенно не поддерживает ни VBR, ни ABR.

Впрочем, утверждается, что некоторые (довольно ранние) версии Винампа, в которых в качестве мпег-декодера вместо родного и убогого нульсофтовского Nitrane использовался декодер от Фраунгофера, звучат заметно более приемлемо... скачайте, да и проверьте.

Звучание и более поздних WinAmp'ов можно заметно улучшить; мне рекомендовали заменить стандартный его плагин in_mp3.dll на in_mpg123.dll — поэкспериментируйте.

 

Позднейшее добавление:

...Надо сказать, Винамп в версии 2.7х вернулся-таки к обновленному фраунгоферовскому декодеру, и теперь воспроизводит мпеги безупречно вполне (см. мощное исследование и обсуждение в Форуме).

Как выяснилось, лично мне этот вариант подходит; более того — после его установки я заметил, что как-то постепенно перестал пользоваться хваленым NAD'ом...
Что ж, возможно, проблема выбора правильного МП3-плеера тем самым решена окончательно.

 

...Далее. Попался мне как-то довольно забавный плейер WPlayPro, afaik использующий в качестве декодера в прошлом знаменитый качеством на высоких битрейтах весьма симпатичный мне в прошлом BladeEnc, предшественник Lame среди iso-based кодеков — возможно, кому-то понравится больше других...

А еще — вы не поверите, Патрик! (с) — остались еще на свете такие древние слабосильные компутеры, с камешком типа 486dx; и все работают, работают и работают! — несколько таких у меня полке в полном комплекте пылятся, ждут очередного голодного, некомпьютеризированного еще, хиппи... Мощности на риэлтаймовое гладкое декодирование мпегов даже 128кбс joint stereo тем же Винампом может и не хватить, — ну не оставаться же стесненным пожилым железом людям без музыки!
И вот, таки нашелся в залежах и на этот случай старенький, спартанский и нетребовательный к ресурсам Winplay3, работающий даже под позабытыми уже накрепко 16ти битными Виндами 3.х — с фраунгоферовским декодером, однако...

 

Другие полезности

Еще нашелся любопытный plug-in для проигрывания аудиокомпактов Винампом по шине, непосредственно в цифре, — позволяющий обойти разом и копеешный встроенный в CD-ROMы (неизбежно и изрядно портящий звучание дисков CDDA) ЦАП, и аналоговый аудиошнур, тянущийся от драйва к звуковой карте и вносящий изрядно помех в сигнал.
В сущности, это реалтаймовый граббер, — что, с одной стороны, много удобнее процесса предварительного грабления аудио на винт и затем проигрывания получившихся wav'ов; с другой же стороны, процесс грабления, отличный от злобных алгоритмов EAC, чреват артефактами... но для эпизодического прослушивания безупречных компакт-дисков на хорошо читающем raw audio stream драйве и этот вариант вполне пойдет.

Может оказаться кстати и очень приятная утилитка — она сканирует диски в поисках мпегов и составляет их список по папкам, выдавая притом массу сведений о каждом файле; весьма удобно для тех у кого, как у меня, гигабайты текущих мпегов роятся в творческом беспорядке, так что можно и затерять на собственных винтах пару-другую альбомов...
Но куда более удобной оказалась оболочка локальной базки данных для мпеговых дисков, MpegAudioCollection — умеющая сканировать предложенный ей ресурс (папку, диск) и сохранять в весьма удобном каталоге, с индексацией, поиском, сортировками етц. Рекомендую.

 

Далее. Отрадно весьма, что MP3, стремительно вторгшийся в нашу жизнь в качестве жестко привязанного к компьютеру аудиоформата — и тем самым практически недоступный и бесполезный для простых, не погруженных в киберизмерение, смертных — успешно разорвал тесные рамки десктопов и нотебуков. Вскоре я предрекаю настоящий бум, связанный с пришествием дешевого и небывало эффективного формата MP3-CD в область car audio (позднейшее дополнение: прогноз за последние пару лет сбылся вполне!); с другой стороны, многие производители hi-fi аудиокомпонентов выпускают уже стационарные проигрыватели с поддержкой дисков MP3-CD...

И, наконец, всякий может приобрести себе за вполне приемлемые деньги портативный MP3-CD плеер (MP3-дискмен), и радостно подавать с него сигнал хоть на стационарный усилитель, хоть на домашний муз.центр — лишь был бы соответствующий шнур, да у используемого в качестве усилителя устройства линейный вход... Современные чипы и возможность апгрейда "софта" путем залития новых прошивок выводят эти долгожданные устройства на новый уровень качества.

...Почитать и поглядеть (а при желании даже выбрать и заказать с доставкой — кстати, еще и со скидкою ;-) девайсы такого рода можно по этой ссылке; заглядывайте!..

 

...Кончаю. Страшно перечесть! (с) ;-))

 
Powered by "Старый мельник" ;-)

News | Music | MP3 Tech | Hippy.Talks.Filtered | Guestbook | Forum | LiveJournal